Перейти к содержимому

КОАЛИЦИЯ ПРОТИВ ПЫТОК В КЫРГЫЗСТАНЕ

Разбор поправок, вносимых в статью 442 УПК КР

Совсем недавно Коалиция писала о том, что Правительство пытается вернуть старую практику путем инициирования проекта Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере уголовного законодательства».

Несмотря, на то, что региональное представительство УВКПЧ предоставило вербальную ноту, с беспокойством по поводу вводимых норм и то, что комитет ЖК внес свои рекомендации Парламенту, вчера 18 июня депутаты большинством голосов приняли проект Закона во втором чтении.

Мы решили подробнее разобрать каждую поправку и объяснить почему они будут тормозить реализацию судебно-правовой реформы и негативно скажутся на правах участников уголовного судопроизводства и на правосудии в конечном итоге.

Сегодня рассмотрим изменения в статью 442 УПК КР.

В вышеуказанной статье рассматриваются основания для возобновления производства по делу. Одним из оснований для пересмотра вступившего в силу приговора суда с 2014 года являлось «установление международными органами в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, нарушения прав и свобод человека при рассмотрении судом Кыргызской Республики данного уголовного дела».

Данное основание предусматривалось и в новом УПК, в частности в пункте 3 части 4 ст.442.

Законопроектом, внесенным Правительством п.3 ч. 4 статьи 442 предлагается признать утратившим силу, это означает, что в случае признания международным органом нарушения конкретного права конкретного человека не будет являться основание для пересмотра его приговора.

К примеру, человек подвергшийся пыткам и несправедливому судебному разбирательству теперь не сможет требовать от властей пересмотра приговора по его делу на основании решения международных органов.

На сегодняшний день Верховным судом рассмотрено 3 заявления от жертв, чьи права были нарушены. Все три обращения по результатам решений Комитета по правам человека ООН, оставлены без должного рассмотрения.

Кроме этого, обосновывать изменения словами «утратившим силу» некорректно так как общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики и являются действующими, так же, как и Международный пакт о гражданских и политических правах.

В целом Коалиции не понятен мотив авторов законопроекта. Для чего он направлен, какую цель преследует, какую проблему решает и облегчает ли он взаимодействие всех участников процесса? Ведь законы в первую очередь направлены на защиту и обеспечение прав и свобод каждого гражданина. Но данные поправки свидетельствую о том, что власти прикрывают свою неспособность обеспечить правосудие и восстановление прав наших граждан.

Путь Кыргызстана в данном направлении имеет серьезные последствия и это в первую очередь касается международных отношений. Сейчас, когда Президент Кыргызской Республики активно и последовательно ведет международную политику важно рассматривать данный законопроект с этой точки зрения. Потому что на международной арене нужно объяснять почему Парламент исключил действующую норму, которая является единственным механизмом имплементации решений договорных органов по правам человека.

Данная поправка лишает наших граждан надежды добиться справедливости. Мы надеемся, что депутаты ЖК будут голосовать, учитывая всю вышеизложенную информацию.

Выражаем признательность депутату ЖК – Наталье Никитенко за взвешенную оценку вносимых поправок.