Перейти к содержимому

КОАЛИЦИЯ ПРОТИВ ПЫТОК В КЫРГЫЗСТАНЕ

Проявление «гуманизма» в условиях жестокого и бесчеловечного наказания.

Случается, что наказание влечет за собой преступление.
С. Е. Лец

Согласно теории государства и права, правонарушение влечет юридическую ответственность и на­казание. Институт «уголовного наказания» имеет социальную природу, зависит прежде всего от уровня политического, культурного и нрав­ственного развития общества. Отмена смертной казни, как высшей меры наказания за преступление, показатель того, что наше общество в лице института уголовного правосудия признало смертную казнь, как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и наказание. Здесь можно приводить аргументы, поддерживающие и критикующие данную позицию нашей Республики, и все вытекающие последствия. Однако, очевидно одно- Кыргызская Республика запретила назначать и приводить в исполнение наказание, связанное с лишением человеческой жизни.

Жизнь человека -это абсолютное, неотчуждаемое нематериальное благо, принадлежащее каждому от рождения — наивысшая социальная ценность.  «Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц».

В связи с этим статья 20 Конституции Кыргызской Республики налагает абсолютный запрет на применение смертной казни, пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Абсолютность данного запрета повторяется в статье 21 Конституции, гарантирующей каждому неотъемлемое право на жизнь и не применение смертной казни. Следующая конституционная гарантия обеспечивается в статье 22 Конституции Кыргызской Республики, которая гарантирует, что никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Уголовное законодательство Кыргызской Республики строится на принципах, которые определяют содержание как всего уголовного права в целом, так и отдельных его институтов, в том числе назначение и исполнение наказания. Эти базовые принципы устанавливают и формируют смысл и содержание институтов уголовного правосудия.

Так, статья 9 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики устанавливает, что наказание и другие меры уголовно-правового воздействия не должны причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство. Целями наказания лица являются исправление и ресоциализация виновного, предупреждение совершения новых преступлений, восстановление социальной справедливости. Таким образом, цель системы уголовного наказания исправлять людей и возвращать их в общество, а причинение физических страданий или унижение человеческого достоинство противоречат этой цели. Иначе говоря, уголовное правосудие Кыргызской Республики должно защищать права осужденных, которым грозит уголовное наказание, причиняющее физические страдания и унижающее человеческое достоинство.

Система уголовного правосудия состоит из Уголовного Кодекса Кыргызской Республики, основанного на Конституции, общепризнанных принципах международного права и нормах, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика. Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Согласно статье 6 Конституции Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

За годы независимости, Кыргызстан, как полноправный член международного сообщества, взял на себя обязательства по соблюдению прав человека, связанные с запретом применения жестокого и бесчеловечного обращения наказания. 

В 1994 году Кыргызская Республика присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах и последующем в 1996 году к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Далее, последовали присоединение к другим международным договорам по правам человека, которые сформировали международные обязательства Кыргызской Республики по назначению и исполнению наказания.  

Статья 22 Конституции Кыргызской Республики закрепляет абсолютные правовые гарантии, предусмотренные статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 1 Конвенции   против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Далее, пункт 1 статьи 10 Пакта предусматривает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.  Комитет ООН по правам человека в своих Замечаниях общего порядка №9 отмечает, что принципы гуманного обращения и уважения достоинства, присущего человеческой личности, являются основой для носящих более конкретный и ограниченный характер обязательств государств в области уголовного права. Международные обязательства легли в основу руководящих принципов и правовых идей, выражающих основные правовые взгляды Кыргызской Республики на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

В соответствии со статьей 9 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики уголовно-исполнительное законодательство направлено на охрану человеческого достоинства, жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов осужденных и иных лиц. Кроме этого, исполнение наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия не имеет цели унижения человеческого достоинства, причинения физических и нравственных страданий, применения пыток и жестокого обращения. Обращение с осужденными основывается на признании, уважении и защите их права на неприкосновенность человеческого достоинства. Например, наказание в виде лишения свободы — это принудительная изоляция осужденного от общества и помещение его на установленный в приговоре срок в учреждения уголовно-исполнительной системы.  Однако, последствия принудительной изоляция осужденного не должна умалять его человеческого достоинства и причинять физические и нравственные страдания. Иными словами, Кыргызская Республика в лице судебного органа должна определить наказание в отношении виновного лица, а система исполнения наказания должна обеспечить лицу, отбывающему наказания, условия, не унижающие человеческого достоинства и не причиняющие физические и нравственные страдания. Данная установка является правовым механизмом реализации конституционных запретов на применение пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращений или наказаний.  

Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики предусматривает условия, прекращающие дальнейшее отбывания лицом при обстоятельствах, препятствующих дальнейшему исполнению наказания. В данном случае речь идет об утрачивании цели наказания и запрете применения бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращений или наказаний. Так, например, в случае обнаружения у  осужденного затяжного психического расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (хронические психозы и слабоумие) или наличие тяжелой болезни, препятствующих исполнению приговора, автоматически запускаются правовые гарантии, предусмотренные статьей 22 Конституции Кыргызской Республики.

Указанные обстоятельства нивелируют цели и задачи, назначение и исполнение наказания, и приоритетом системы права становиться охрана жизни и здоровья человека. Это фундаментальная гарантия, с которой должны согласовываться все процедурные вопросы, связанные с исполнением наказания.  Правительством Кыргызской Республики был утвержден перечень заболеваний, являющихся основанием для представления осужденных к освобождению от отбывания наказания. В этот перечень входят неподверженные к лечению формы болезней с признаками терминальной стадии. Другими словами, болезнь пациента достигла такой критической стадии, что утрачена возможность лечения и, в прогнозе которой наступит скорая, неминуемая мучительная смерть.

Осужденные лица, заболевшие в период отбывания наказания в местах лишения свободы, а также заболевшие до осуждения, если при отбывании наказания в результате прогрессирования, болезнь приобрела характер, указанный в Перечне заболеваний, осужденное лицо должно быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания. В противном случае содержание человека в условиях изоляции, когда невозможно лечение болезни, неминуемо поднимает вопрос жестокого обращения, несовместимого с   человеческим достоинством.

В соответствии со своими международными обязательствами Кыргызская Республика должна принять позитивные меры не только по предупреждению и наказанию уголовных действий, ведущих к лишению жизни, но также и по предотвращению наступления предсказуемой смерти в ходе отбывания наказания. Например, в случае если лицо отбывающее наказание страдает от развитой стадии ВИЧ-инфекции и онкологического заболевания четвертой клинической стадии, то эти обстоятельства поднимают вопросы адекватности медицинского лечения, которое в принципе уже будет бесперспективным и неэффективным на этой стадии болезни. Осужденный, как пациент, нуждается не столько в медицинской, сколько в паллиативной помощи, которая призвана облегчать боль и другие доставляющие беспокойство симптомы. Отсутствие доступа к паллиативной помощи может вызвать ситуацию, когда дальнейшее отбывание наказания будет бесчеловечным или унижающим достоинство наказанием.  

В случае с больными осужденными, имеющими диагностированные болезни с терминальными признаками, отбывание наказание достигает уровня жестокости, которое подпадает под действие статьи 22 Конституции Кыргызской Республики. Жестокое обращение, которое достигает такого уровня жестокости, предполагает фактическое телесное повреждение или интенсивные физические или психологические страдания. Тем не менее, даже при их отсутствии, в случаях, когда обращение унижает или оскорбляет человека, оно может быть охарактеризовано как унижающее достоинство.

Кыргызская Республика должна обеспечить, чтобы лицо отбывало наказание в условиях, которые совместимы с уважением к человеческому достоинству, чтобы формы и методы реализации наказания не подвергали его страданиям, уровень которых превышает неизбежный уровень страдания, присущий отбыванию наказания, а здоровье и благополучие были бы адекватно защищены.

В этой связи, Кыргызская Республика должна гарантировать, что диагностика и лечение являются адекватными характеру заболевания и быть совместимы с человеческим достоинством отбывающего наказание лица, с учетом практических требований лишения свободы. Тем не менее, медицинская помощь в местах отбывания наказания в любом случае должна быть адекватной и эффективной. 

В соответствии с Уголовным Кодексом Кыргызской Республики суд, решая вопрос об освобождении лица, страдающего очень тяжелой болезнью от дальнейшего отбытия наказания, оценивает ряд факторов, таких как тяжесть преступления, личность осужденного, тяжесть его болезни, фактически отбытый срок наказания. Однако, определяющими факторами тяжести состояния больного должны быть быстрое прогрессирование заболевания и безрезультатность проводимого лечения. Именно через указанные факторы, связанные с состоянием здоровья проявляется и реализуется принцип гуманизма в исполнения наказания.  Никакие процедурные и материальные обстоятельства, включая формализм, не могут работать в ущерб принципа гуманизма и человеколюбия. 

Принятое недавно решение суда, отказавшего освободить осужденного гражданина Суталинова М. в связи с его состоянием здоровья, разделило общество на две части: приветствующих о таком решении и, сожалеющая о таком решении суда. Согласно постановлению Ленинского районного суда города Бишкек от 15 февраля 2019 года, «суд вправе, но не обязан» освободить осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Согласно положениям статьи 363 Уголовного-процессуального кодекса Кыргызской Республики от 30 июня 1999 и статьи 424 Уголовного-процессуального кодекса Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года – решать вопросы связанные с освобождением тяжелобольного осужденного в условиях отбывание наказания это право суда. Данное право суда является институтом судебного контроля за законностью и обоснованностью отбывания наказания осужденного с заболеваниями в терминальной стадии. Иными словами, уголовно-процессуальное законодательство делегировало суду право определять подпадает ли состояние здоровья осужденного под действие статьи об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью. Определение этого состояния по сути относительно, и оно зависит от совокупности данных в частности, от пола, возраста, физических и психических последствий заболевание осужденного.

В случаях отказа в освобождении суд должен обосновать и мотивировать свое решения, почему осужденные с заболеваниями в терминальной стадии должны продолжать отбывать наказание и какие адекватные меры были приняты для подержания жизнедеятельности больного осужденного. Данное требование закона об обязательном обосновании решения, создает правовую определенность, которая является одним из основных аспектов верховенства права и способом противодействия судейскому произволу.

Однако, вопросы представления осужденных к освобождению с заболеваниями в терминальной отнесены к ведению Государственной службы исполнения наказаний, которая в условиях пенитенциарной системы не может обеспечить адекватные меры для подержания жизнедеятельности осужденных. Тем самым, уполномоченный государственный орган признается в не состоятельности дальнейшего отбывания наказания с точки зрения целей наказания. В данном случае, суду остается только проверит законность проведения процедуры применения закона об освобождении осужденных с тяжёлой формой заболевания. Процедура детально прописана соответствующим Постановлением Правительства Кыргызской Республики. 

Использованная судом формулировка «вправе, освободить но не должен» априори предполагает отказ в освобождении и  позволяет суду отказать осужденному в защите его права на свободу от жестокого и бесчеловечного наказания. Как было выше указано, рассмотрение судом представления исправительного учреждения- всего лишь форма судебного контроля проверки за порядком применения закона. В этой связи, в уголовно-процессуальном законодательстве необходимо сформулировать более четкие критерии, которыми необходимо руководствоваться судам при принятии решения по этим категориям дел в основе которых лежат состояние здоровья осужденного и реальные возможности тюремной медицины.

Закон Кыргызской Республики «Об онкологической помощи населению» требует освобождения от дальнейшего отбывания наказания лица, страдающие злокачественными новообразованиями в терминальной стадии. Если рассматривать вопросы перспектив осужденных с диагностированными тяжкими болезнями, дело М. Суталинова наглядно показало разницу между провозглашёнными принципами гуманизма, приверженности к правам человека и реальным исполнением этих принципов и обязательств, непоследовательности и противоречивости законодательства. Таким образом, дальнейшее отбывание наказания и нахождение гражданина М. Суталинова, равно как и других осуждённых с тяжелыми заболеваниями, является жестоким и бесчеловечным обращением и наказанием.

Вопрос как поступить в этих случаях, имеет однозначный и закрытый ответ. Если осужденное лицо остается в закрытом учреждении и продолжает отбывать наказание в условиях, не совместимых с его заболеванием, которые явились причиной его физических и моральных страданий, этого достаточных для того, чтобы квалифицировать эти условия содержания и наказание как бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство по смыслу статьи 22 Конституции Кыргызской Республики. Иными словами, если Кыргызская Республика определила, что институты наказания должны избегать жестокого и бесчеловечного обращения, то условия отбывания наказания должны соответствовать этому стандарту, должны быть созданы соответствующие условия отбывания наказания, а суды должны формировать гуманную судебную практику.  В случае обратного — Кыргызская Республика нарушает права свободы от жестокого и бесчеловечного наказания, предусмотренного в Конституции Кыргызской Республики и международных договорах по правам человека.   

Необходимо отметить что в новом Уголовном кодексе Кыргызской Республики имеется новшества: отбытия минимального срока наказания, как необходимого условия для освобождения по болезни. Однако, действующие до 1 января 2019 года Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, каких- либо формальностей и требований, связанных с отбытием минимального срока наказания, не предусматривал.

Конституция Кыргызской Республики — нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы, на основе которой принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.  Законы Кыргызской Республики, в том числе принятые новые новеллы Уголовного законодательства не должны противоречить Конституции Кыргызской Республики.                     В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 октября 2018 года № 457 введен временный мораторий на внесение изменений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики и Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики со стороны государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики. Данное постановление не распространяется на проекты нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в вышеназванные кодексы в части приведения в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики.

С учетом изложенного, Коалиция против пыток в Кыргызстане рекомендует Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики внести в статью 91 Уголовного кодекса Кыргызской, в статью 424 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики и в статью 160 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики соответствующие изменения и дополнения, вытекающие из требований Конституции Кыргызской Республики.

Добавить комментарий