Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким,
бесчеловечным или унижающим его достоинство
обращению и наказанию
ОБЗОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ РАССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПЫТКАМИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введение
Кыргызская Республика как полноправный участник международного права и являясь участницей международных договоров, взяла на себя обязательства принимать все необходимые меры, чтобы предотвратить применение пыток и гарантировать доступность к правосудию жертв пыток и жестокого обращения. Кыргызская Республика ратифицировала все договора ООН по правам человека запрещающие пытки, и все эти договоры являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
В соответствии с нормами Конституции Кыргызской Республики никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Каждый лишенный свободы имеет право на гуманное обращение и соблюдение человеческого достоинства.
В 2003 году пытки были криминализированы в национальном законодательстве. В рамках мер по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике, с 1 января 2019 года введены в действие новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые усиливают основные гарантии свободы от пыток в ходе задержания и ужесточают наказание за пытки. Правительством Кыргызстана был принят страновой План мероприятий по противодействию пыткам. Ведется работа по его реализации с использованием различных форм сотрудничества государственных органов, международных и местных неправительственных организаций, включая Коалицию против пыток.
Однако, несмотря на принимаемые меры, пытки остаются повседневной практикой в деятельности правоохранительных органов. Безнаказанность за пытки является нормой. Об этом свидетельствуют и доклады Омбудсмена, НЦПП и исследования Коалиции против пыток.
В 2018 году совместно Коалицией против пыток и НЦПП было проведено исследование с целью определения индекса применения пыток и жестокого обращения в отношении лиц, содержавшихся в следственных изоляторах (СИЗО) на протяжении 2017 года. Каждый третий из 679 участвовавших в исследовании респондентов (30,2%) заявил, что при задержании к нему была применена неоправданная физическая сила либо оказано насилие, что, несомненно, показывает распространённость применения пыток в Кыргызстане.
Согласно официальной статистике Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, в 2020 году в органы прокуратуры республики поступило 147 заявлений по фактам пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений. Согласно ежегодному докладу за 2020 год Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период с января 2016 года по декабрь 2020 года: вынесены обвинительные приговоры только по 12 уголовным делам с назначением реального наказания. Кроме этого, по официальным данным Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики в 2020 году по статье 143 (пытки) Уголовного кодекса Кыргызской Республики:
- направлено в суд одно уголовное дело
- в производстве находятся 74 уголовных дела
- прекращены производством 112 уголовных дел.
Анализ вышеуказанных данных позволяет сделать вывод что по-прежнему остается высоким процент решений о прекращении досудебного производства по уголовным делам связанных с пытками. Постановление о прекращении досудебного производства принимается в условиях широких процессуальных возможностей следователя наиболее эффективно собирать доказательства в ходе досудебного производства, которое позволяет следователю провести все следственные действия.
В настоящее время, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассматривает проекты Уголовного кодекса КР, Кодекса КР о нарушениях против порядка управления и проекта Закона КР «О введении в действие Уголовного кодекса КР, Уголовно-процессуального кодекса КР, Кодекса КР о нарушениях против порядка управления и внесении изменений в некоторые законодательные акты КР». Законодательная инициатива по вышеуказанным проектам кодексов принадлежит Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики. Одним из ключевых изменений, предложенных в Уголовно-процессуальном кодексе касается вопроса механизмов быстрого, беспристрастного и полного расследования заявлений о применении пыток и жестоком обращении.
Данный доклад анализирует предложенные изменения в Уголовный-процессуальный кодекс Кыргызской Республики в существующую систему расследования, с которым сталкиваются жертвы пыток в доступе к правосудию.