Автор: | Публикация от: 10 Сентябрь 2019

Осообенности правового статуса осужденных к пожизненному лишению свободы.

 

С момента обретения независимости и до принятия соответствующих законов в Кыргызской Республике, действовали Уголовный кодекс, Уголовно процессуальный кодекс и Исправительно трудовой кодекс Киргизской ССР.
Уголовный кодекс Киргизской ССР от 29 декабря 1960 года, к моменту его отмены его действия в 1997 году предусматривал применение исключительной меры наказания – смертной казни в 17 случаях особо тяжких преступлений.

Статья 58. Измена родине, Статья 59. Шпионаж, Статья 60. Террористический акт, Статья 61. Террористический акт против представителя иностранного государства, Статья 62. Диверсия, Статья 71. Бандитизм, Статья 71-1. Действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, Статья 75. Уклонение от призыва по мобилизации, Статья 94. Умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, Статья 108. Изнасилование, Статья 180. Получение взятки, Статья 199-1. Посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, Статья 224-1. Угон воздушного судна, Статья 246. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, Статья 248. Насильственные действия в отношении начальника, Статья 268. Оставление погибающего военного корабля, Статья 270. Добровольная сдача в плен

Исключительная мера наказания не применялась к лицам, не достигшим 18 летнего возраста и к женщинам, находившимся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения приговора или моменту исполнения приговора.
При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы, оно назначалось на срок более пятнадцати лет, но не свыше двадцати лет.
***
С первого октября 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс Кыргызской Республики, действовавший до 1 января 2019 года.
Первоначально Кодекс сохранил смертную казнь в качестве одного из видов наказания и предусматривал ее в 6 случаях:

Статья 97. Убийство, Статья 129. Изнасилование, Статья 294. Посягательство на жизнь или здоровье государственного, или общественного деятеля, Статья 319. Убийство лица, осуществляющего правосудие или следствие, Статья 340. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, Статья 373. Геноцид

За 10 лет применения кодекса, к 2007 году количество составов преступления, предусматривающих применение смертной казни сократилось до трех (убийство, изнасилование и геноцид).
25 июня 2007 года был принят закон о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс, уголовно процессуальный кодекс, уголовно исполнительный кодекс, исключающий смертную казнь в качестве меры наказания, заменив ее – новым для Кыргызской Республики видом наказания - пожизненным лишением свободы. На основании этого закона, не приведенные в исполнение приговоры осужденным к исключительной мере наказания, находящимся под мораторием, были заменены на ПЛС (по некоторым данным это 133 человека).
Этим же законом вновь было увеличено до шести количество составов преступления, за совершение которых предусматривалась исключительная мера наказания.
В дальнейшем, количество составов преступлений было увеличено до 9.

Статья 97. Убийство, Статья 129. Изнасилование, Статья 130. Насильственные действия сексуального характера, Статья 226. Акт терроризма, Статья 294. Посягательство на жизнь или здоровье государственного, или общественного деятеля, Статья 319. Убийство лица, осуществляющего правосудие или следствие, Статья 340. Убийство сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего, Статья 373. Геноцид, Статья 375. Наемничество

Пожизненное лишение свободы не назначалось женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим в момент совершения преступления шестидесятилетнего возраста.
Пожизненное лишение свободы в порядке помилования могло быть заменено лишением свободы сроком на тридцать лет.
Лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы, могло быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее тридцати лет лишения свободы.
***
Указом Президента Кыргызской Республики от 4 декабря 1998 года, был объявлен двухлетний мораторий на исполнение приговоров в отношении лиц, приговоренных к смертной казни.
В дальнейшем, мораторий каждый год объявлялся Президентом в конце года, кроме 2002 и 2005 годов, объявленных в 10 и 11 января соответственно.
29 декабря 2005 года Указом Президента был объявлен мораторий на исполнение приговоров, до полной отмены смертной казни в законодательном порядке. Как отмечалось выше, законом от 25 июня 2007 года №91, исключительная мера наказания- смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы.
В 2010 году, Кыргызская Республика ратифицировала Второй факультативный протокол к МПГПП, предусматривающий полную отмену смертной казни.
***
 
С первого января 2019 года года вступил в силу новый уголовный кодекс Кыргызской Республики, предусматривающий пожизненное лишение свободы для 10 составов преступлений.
Пожизненное лишение свободы, как один из семи основных видов наказания назначается:

Статья 130. Убийство, Статья 161. Изнасилование, Статья 162. Насильственные действия сексуального характера, Статья 239. Акт терроризма, Статья 380. Преступления против мира, Статья 381. Преступления против человечности, Статья 383. Геноцид, Статья 384. Производство, покупка, передача, накопление, применение или распространение оружия массового уничтожения, Статья 386. Апартеид, Статья 389. Нарушение законов и обычаев ведения войны

Из десяти составов преступления, за которые может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, три состава – преступления против личности.
Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим в момент совершения преступления шестидесятилетнего возраста. Пожизненное лишение свободы в порядке помилования может быть заменено лишением свободы сроком на двадцать лет.
К осужденным к пожизненному лишению свободы не применяется условно-досрочное освобождение.
Предусмотрено освобождение от дальнейшего отбывания наказания в виде ПЛС при обнаружении определённого Правительством заболевания и при условии отбытия 20 лет лишения свободы.
***
Введение нового для Кыргызской Республики института пожизненного лишения свободы потребовало и в формирования соответствующей политики в сфере исполнения такого вида наказания и изменений уголовно-исполнительного законодательства. Эта политика и изменения формировалось вслед за изменениями уголовной политики.
УИК Кыргызской Республики 1999 года с дополнениями, предполагал содержать лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, в колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение.
Колонии особого режима предусматривали облегченные и строгие условия отбывания наказаний.
Осужденные имели от полутора до двух часов ежедневной прогулки, в зависимости от условий отбывания наказания, менялись условия касающиеся расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей.
Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, имели право на изменение вида учреждения перевод в исправительную колонию строгого режима по отбытии не менее двадцати лет срока наказания и в колонию-поселение - по отбытии не менее двадцати пяти лет срока наказания.
Таким образом УИК, действовавший до 2019 года, предусматривал для ПЛС хоть и призрачный, но все же шанс быть освобожденным после отбытия не менее 25 лет лишения свободы.
На основании специального указания закона от 2007 года (с изменениями) осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в следственных изоляторах и помещениях камерного типа исправительных колоний до создания в Кыргызской Республике исправительной колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы. Колония –создана, но количество осужденных к ПЛС превышает возможности колонии.
***
 
Вступивший в силу в 2019 году УИК более четко определил правовой режим отбывания наказания, но в тоже время по-иному определил некоторые подходы к правовому положению осужденных к ПЛС.
Во-первых, осужденные к ПЛС по смыслу закона исключаются из программ по исправления и ресоциализации, поддержания социально полезных связей. Такие программы предусмотрены только для лиц, осужденных к лишению свободы на определённый срок (ст.72, ч.1 и2). Осужденные к ПСЛ не привлекаются ни к труду (ст.128), ни к обучению (ст.113).
Во-вторых, осужденные к ПЛС полностью лишены перспектив на освобождение по отбытии определённого срока
В-третьих, осужденные к ПЛС лишены права на условно-досрочное освобождение.
Единственным шансом освободиться, кроме помилования, является заболевание в терминальной стадии определенное Правительством, но при условии отбытия не менее 20 лет (ст.160 УИК).
Все осужденные должны отбывать наказание в колониях особого режима. Причем первые пять лет на строгих условиях, в последующие пять лет, осужденный может быть переведен на обычные условия, и потом на облегченные.
В зависимости от условий содержания в колонии особого режима, к осужденным, без учета их личностей, применяются различные ограничения в зависимости от условий (ст.130).

Полагаем, что ограничения, помимо лишения свободы, не способствуют исправлению осужденных, негативно влияют на здоровье, не способствуют поддержанию семейных связей.Такие отличия в ограничениях никак не объясняются: ни поведением, ни личностью конкретного осужденного, ни необходимостью, а связаны только с режимом. Причем, такие необъяснимые ограничения характерны для всех категорий осужденных вне зависимости от сроков наказания и режимов.  В основе ограничений лежит принцип: чем строже режим, тем строже все ограничения. Ограничения, основанные только на суровости наказания не пропорциональны целям наказания.
Любые ограничения прав должны находятся под судебным контролем. Однако, согласно статье 15 УИК Кыргызской Республики «права и обязанности осужденных, а также ограничение их прав определяются …исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания и принудительных мер уголовно-правового воздействия». Как видно из содержания этой нормы, ограничения распространяются на всех, без учета индивидуальных особенностей осужденного. Создается впечатление, что Уголовно-исполнительное кодекс, основываясь, во многом, на традициях и ценностях советского периода. Целью данного наказания становится – возмездие. Между тем, п.3 ст.10 Международного пакта о гражданских и политических правах, который предусматривает, что важнейшей целью режима в местах лишения свободы должно являться исправление и социальное перевоспитание осужденных.
***
По сути, в настоящее время ПСЛ представляет собой отложенную смертную казнь, от которой Кыргызская Республика отказалась, присоединившись ко второму факультативному протоколу к МПГПП.
Между тем, в 2018 году в Российской Федерации были освобождены первые пять осужденных к пожизненному лишению свободы, отбывших двадцати пятилетний срок.
По информации ФСИН РФ, количество осужденных, имеющих право на УДО растет и уже составляет более 260 человек, т.е каждый восьмой осужденный обладает правом на условно досрочное освобождение.
***
 
Сегодня тяжкие преступления стали обыденным явлением в обществе.
Трудно сказать, как на уровень этих преступлений сказывались мораторий и введение института пожизненного лишения свободы.
По официальной статистике с 1990 года, число зарегистрированных убийств и изнасилования демонстрируют тенденции к снижению в абсолютных значениях так же, как и количество зарегистрированных преступлений.
Начиная с 1997 (введение нового УК) года количество убийств в процентном соотношении к общему числу зарегистрированных преступлений увеличивалось. В 1997 году убийства составляли 1,1 процент, в 1998 году (объявление моратория) 1,2 процента, в 2008 году (введение института ПЛС) изнасилования в этот же период составляли от 0,7 до 0,8 процентов. Эта же величина сохранилась и в 2018 году.
В 2018 году из общего количества зарегистрированных преступлений 29718 было зарегистрировано 203 убийства (0,68%) и 235 изнасилований (0,7%).
 
Проблемы
Отмена смертной казни, а фактическое пожизненное лишение свободы применяется в Кыргызской Республике с 1998 года (обьявление моратория), т.е. более 20 лет. На сегодняшний день в учреждениях ГСИН отбывают наказания свыше 340 человек, осужденных на пожизненное лишение свободы.
В связи с изменениями законодательства начиная с 1997 года, на сегодняшний день у нас сложились три группы осужденных:
Первая - те, приговор в отношении которых не привели в исполнении в связи с объявлением моратория, а позднее, ИМН заменили на ПЛС.
Вторая – те, кому был вынесен приговор к ПЛС уже после отмены ИМН, т.е. в период законодательной отмены ИМН 2007 года до 31 декабря 2018 года.
И третья группа, те лица, кому вынесен приговор по новым законам с 2019 года
Осужденные к исключительной мере наказания и приговоренные к ПСЛ содержатся в колонии особого режима под Бишкеком и, скорее всего в СИЗО города Бишкек и Ош и неизвестно, как и насколько условия содержания в следственных изоляторах отвечают требованиям законодательства и УИК.
Неизвестно сколько смертных приговоров и приговоров к ПЛС вынесено судами с момента обретения независимости до сегодняшнего дня, и по каким статьям Уголовного кодекса.
Неизвестно сколько лиц, ПЛС скончались за все это время в местах лишения свободы, и по каким причинам.
Неизвестно сколько лиц отбывают наказания, их возраст, психическое и физическое состояние, каковы фактические отбытые сроки.
Неизвестно, в каких условиях отбывают наказание лица, находящиеся в других учреждения системы ГСИН (материальные условия камер, площадь на одного осужденного, доступ к свежему воздуху и чистой питьевой воде, канализации, освещение и освещенность, питание, медицинскому обслуживанию и лечению, доступ к радио или телевизору.
Каковы затраты на одного осужденного и в какую сумму обходится содержание заключенных в колонии особого режима.
Закрытость какой-либо достоверной информации ГСИН по работе с ПЛС, отсутствие исследований о социальном портрете осужденных.
Неизвестно существуют ли процессуальные гарантии для не применения новых законов для ПЛС, приговоры в отношении которых вступили до 1 января 2019 года.


Автор: Арсен Амбарян 
 
 


Не оставайтесь равнодушными поделитесь:

Аналитика

архив аналитики

Обратитесь за нашей помощью?!

Целью Коалиции является предотвращение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в Кыргызстане, через со-вершенствование законодательства, правоприменительной практики и повышение чувствительности заинтересованных сторон.
2019 © Все права защищены.
Сайт разработан при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке
Разработка сайта web studio SpinStyle