Проблема домашнего насилия в Кыргызстане стала одной из самых остро обсуждаемых проблем в обществе за последние годы. Несмотря на то, что международное сообщество уже несколько десятилетий рассматривает домашнее насилие как нарушение прав человека, научная дискуссия в национальном юридическом сообществе по этой теме стала подниматься не так давно.

Одним из основополагающих документов в области защиты женщин от домашнего насилия является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Хотя Конвенция не содержит прямых положений о домашнем насилии в своём тексте, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который был создан для контроля над исполнением государствами-участниками норм Конвенции, стал движущей силой для признания домашнего насилия формой гендерной дискриминации в отношении женщин. Благодаря правовым позициям Комитета домашнее насилие в отношении женщин рассматривается как грубейшее нарушение прав человека, которое требует от государства исполнения ряда обязательств в этой области.

За период с 1989 по 2018 годы Комитет не просто заявил о том, что право женщин не подвергаться домашнему насилию охраняется нормами Конвенции, но и сумел сформировать международные правовые стандарты в этой области, определив широкий круг материальных и процессуальных обязательств, которые возлагаются на государства. В соответствии с Декларацией ООН об искоренении насилия в отношении женщин насилие в отношении женщин является нарушением прав человека и основных свобод женщин, а также препятствует или не позволяет им пользоваться этими правами и свободами. Насилие в отношении женщин может иметь место в семье, в обществе, а также со стороны и при попустительстве государства.

В 2017 году Кыргызская Республика приняла новое уголовное законодательство, где были определены органы ответственные за политику нулевой терпимости к фактам домашнего насилия. Несмотря на конституционный запрет жестокого обращения следственные органы и суды в случаях дел с домашним насилием руководствуются большим количеством стереотипов не осознавая опасность такого явления как домашнее насилие и не в полной мере понимая конституционные гарантии защиты.

Анализ и объем обязательств государства в случаях домашнего насилия не исследовался до этого времени и не рассматривался в контексте запрета на жестокое обращение. В целях выработки рекомендаций предупреждения от насилия и для адекватного реагирования со стороны государственных органов была инициирован настоящий анализ.

Поскольку наиболее чувствительными правонарушениями в области семейного насилия являются преступления против половой неприкосновенности личности, против семьи и несовершеннолетних, которые сопряжены с насилием и унижением человеческого достоинства, было принято решение провести анализ судебной практики по рассмотрению дел по этой категории преступлений и проступков. Настоящий анализ проведен общественным фондом «Позитивный диалог» при поддержке Коалиции против пыток в Кыргызстане в рамках проекта «Анализ законодательства и судебной практики по делам о домашнем насилие».

Целью настоящего исследования является обобщение судебной практики по преступлениям за домашнее насилие за период 2019 – 2020 годы (статьи 65 КоП, 66 КоП, 75 КоП, 76 КоП, 119 КоП, ст.130, 138, 139, 144 УК УК, а также ст.ст.105, 112, 234 УК КР от 1 октября 1997 года) и подготовка рекомендаций государственным органам о преодолении проблем правоприменительной практики при рассмотрении дел по указанным выше преступлениям.

Исследование доступно ниже по ссылке:

https://notorture.kg/wp-content/uploads/2021/06/analiz_pozitivnyh_ob_po_borbe_s_DN_2021.pdf