ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья 22 Конституции КР гарантирует каждому свободу от пыток и других жестоких, унижающих, бесчеловечных видов обращения и наказания. Каждый лишенный свободы имеет право на гуманное обращение и соблюдение человеческого достоинства. Запрещается проводить медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их добровольного согласия, выраженного и удовлетворенного надлежащим образом.
Конституциональная норма отражена и в другом законодательстве Кыргызской Республики. В 2003 году появилась статья 305-1 в Уголовном Кодексе КР. Статья запрещает применение пыток  и предусматривает уголовную ответственность за такие деяния.
Уголовно-процессуальный Кодекс КР
 указывает, что при аресте у каждого есть ряд правовых гарантий. Соблюдение этих процессуальных норм важно для реализации свободы от пыток. Ознакомиться с ними более подробно можно здесь.
Предупреждение пыток и других форм ненадлежащего обращения является эффективной мерой в борьбе с пытками. В декабре 2008 года Кыргызстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Данный международный договор обязывает государства создать независимый превентивный механизм, который будет систематически посещать места лишения и ограничения свободы. В 2012 году Жогорку Кенеш КР принял Закон КР «О Национальном Центре по предупреждению пыток».
Коалиция против пыток в Кыргызстане проводит систематическую работу по совершенствованию национального законодательства страны в области противодействия пыткам и другим формам ненадлежащего обращения. 

  1. Конституция Кыргызской Республики
  2. Уголовный кодекс Кыргызской Республики
  3. Кодекс Кыргызской Республики о проступках
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики
  5. Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях
  6. Постановление Правительсва Кыргызской Республики » О Координационном совете по правам человека при Правительстве Кыргызской Республики» от 18 ноября 2013 года № 630
  7. Комитет по правам человека. Замечания общего порядка №35
  8. Распоряжение Правительства КР от 23 октября 2014 года № 469-р (Об утверждении Плана мероприятий по противодействию пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращений и наказаний в Кыргызской Республике)
  9. Распоряжение Правительства КР от 28 января 2019 года № 6-р (Об утверждении ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДОКЛАДА Кыргызской Республики о ходе выполнения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период 2012-2016 годов)
  10. ПРАВИЛА внутреннего распорядка на гауптвахтах Вооруженных Сил Кыргызской Республики» Утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 сентября 2018 года N 419

    ПРАВИЛА внутреннего распорядка следственных изоляторов органов национальной безопасности Кыргызской Республики ( Утверждены постановлением Правительства К Р от 31 октября 2012 года № 760)
  11. ПРАВИЛА внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел Кыргызской Республики(Утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 2 февраля 2006 года N 57)
  12. ПРАВИЛА оказания медицинской помощи  лицам, содержащимся в учреждениях (Утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 октября 2015 года № 696)
  13. Постановление Правительства КР от 22 декабря 2015 года № 864 «Об утверждении минимальных норм материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики»
  14. Приказ МВД КР №226 «Об утверждении положения о системе видеонаблюдения в ИВС ОВД Республики»

УКАЗАНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

  1. Указание Генеральной прокуратуры №70-у от 06 сентября 2011 г.
  2. Распоряжение Генеральной прокуратуры №40  от 12.04.11 г. Об усилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на
  3. Приказ Генеральной прокуратуры КР от 21 июля 2008 года N 24
  4. Приказ Генеральной прокуратуры КР от 29 мая 2003 года N 9
  5. Приказ Генпрокуратуры КР от 1 декабря 1994 года N 651
  6. Приказ Генпрокуратуры КР от 1 июня 2006 года N 18
  7. Приказ Генпрокуратуры КР от 1 февраля 1997 года N 5
  8. Приказ Генпрокуратуры КР от 3 мая 2006 года N 12
  9. Приказ Генпрокуратуры КР от 5 декабря 1994 года N 659
  10. Приказ Генпрокуратуры КР от 5 сентября 2007 года N 24
  11. Приказ Генпрокуратуры КР от 10 октября 1994 года N 537
  12. Приказ Генпрокуратуры КР от 13 сентября 1994 года N 485
  13. Приказ Генпрокуратуры КР от 27 марта 2006 года N 4
  14. Приказ Генпрокуратуры КР от 27 марта 2006 года N 5     

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Кыргызстан является членом Организации Объединенных Наций. Начиная с 1994 года, наша страна активно присоединяется к исполнению международных договоров по правам человека.
Для 2-х Комитетов Кыргызстан признал процедуру рассмотрения индивидуальных жалоб – Комитет ООН по правам человека (7 октября 1994 года) и Комитет ООН по ликвидации  всех форм дискриминации в отношении женщин (22 июля 2002 года). Признание процедуры расследования было признано Кыргызстаном для Комитета ООН против пыток (5 сентября1997 года) и Комитета ООН по ликвидации  всех форм дискриминации в отношении женщин (22 июля 2002 года). Более подробную информацию о работе договорных органов ООН можно прочитать здесь.
В целях системных изменений в законодательстве и практике Коалиция против пыток активно участвует в сессиях уставных и договорных органов ООН. Предоставление информации от Коалиции против пыток в виде альтернативных докладов позволяет более объективно отражать ситуацию с вопросами противодействия пыткам в нашей стране.  
К настоящему времени Кыргызстан получил 97 заключительных рекомендаций от уставных и договорных органов ООН по тематике борьбы с пытками.

 Эти рекомендации касаются политики государства в области противодействия пыткам, механизма расследования, содействия деятельности Национального Центра КР по предупреждению пыток, имплементация принципом Стамбульского протокола, разработка программ подготовки судей, прокуроров, сотрудников органов безопасности и правоохранительных органов, персонала тюрем, других закрытых учреждений. Ряд рекомендаций касается обеспечения права на справедливое судебное разбирательство, изменения законодательства в соответствии с международными стандартами по правам человека и улучшения условий содержания в закрытых учреждениях, включая создание доступных и эффективных механизмов рассмотрения жалоб. Для жертв пыток должны быть предусмотрены возможности осуществлять право на возмещение  и компенсацию.

Учреждения, несущие ответственность за реализацию рекомендаций. Министерство внутренних дел, включая милицию, Министерство юстиции и Министерство здравоохранения являются основными органами, несущими ответственность за искоренение пыток в Кыргызстане. Ключевую роль в процессе выполнения национальных и международных обязательств по этому тематическому направлению также играет ряд других органов власти. Ими являются Верховный суд и его Конституционная палата, Генеральная прокуратура, Министерство социального развития, Министерство финансов, Министерство образования, Национальный центр по предупреждению пыток, Акыйкатчы (Омбудсмен) КР, Государственная служба исполнения наказаний, Учебный центр судей, Государственный комитет национальной безопасности.