Лишение права на справедливость превратит Кыргызстан в неблагонадежного партнера

Опубликовано Нагима Озокеева в

?Мы в соц.сетях:
Facebook
Instagram
Telegram
Twitter

«Государство, которое не исполняет взятые на себя обязательства по международным договорам, воспринимается на международной арене как неблагонадежный партнер», — считает эксперт в области международного права, член Коалиции против пыток Арсен Амбарян.

В интервью 24.kg он объяснил, чем может обернуться для Кыргызстана исключение из УПК нормы о рассмотрении уголовных дел по новым обстоятельствам согласно решению международной организации. Перед уходом на каникулы парламент поддержал эту инициативу.

Пакет поправок в уголовное законодательство, куда входило и это предложение правительства об изъятии неудобной нормы, поступил в аппарат президента Кыргызстана.

— Исключив эту норму, Кыргызстан поставил под удар право наших граждан на справедливость. Где теперь и как нам добиваться правосудия?

— Вопрос о возможности обращения в международные структуры по правам человека предусмотрен Конституцией. Норма была реализована в Уголовно-Процессуальном кодексе и существовала в старой редакции.

До недавнего времени она была в новом варианте, но сейчас поставлена под вопрос. Прежде чем мы начнем говорить о лишении граждан права на справедливость, надо обозначить смысл присоединения Кыргызстана к международным конвенциям. Предоставление права обращаться за защитой в международные институты, это, своего рода, политические шаги, которые сопровождали присоединение к конвенции.

Кыргызстан признает компетенцию Комитета ООН по правам человека в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах и Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Эти две инстанции не являются по отношению к национальным судебным структурам некой четвертой довлеющей силой, которая обязывает пересмотреть приговор.

То есть искать справедливости и защиты у международных институтов кыргызстанцы могут. Другое дело — как местные власти будут это оценивать. Здесь уже зависит от закона. 

— А что делать гражданам, у которых уже есть решения комитета? Они не смогут требовать пересмотра?

— Есть масса заявлений, которые находятся на рассмотрении комитета. Надо смотреть по каждому решению, использовались ли пытки, нарушение права сторон, что повлияло на сам процесс и вынесение приговора. Сразу скажу, что те, кто хотят возмещения ущерба, могут не беспокоиться — пункт будет исполнен в рамках гражданского судопроизводства, поскольку комитет просит компенсировать сам факт нарушения, а вот пересмотра уголовного дела вряд ли удастся добиться.

— Что является первичным, а что вторичным — внутреннее законодательство или международные обязательства государства?

— Договоры, которые подписывала республика, являются составной частью национальной правовой системы. Кстати, международные правовые механизмы защиты имеют приоритет над уголовным законодательством, а не над Конституцией, как нам пытаются представить.

Такие рассуждения годятся для тех, кто не понимает, что такое выполнение обязательств.

— Какие еще аргументы кроме того, что упразднение этой нормы подорвет имидж Кыргызстана на мировой арене, надо привести, чтобы президент не одобрил эту поправку и вернул в парламент?

— Думаю, следует указать еще и то, что исключение нормы отразится на экономике. Потому что неисполнение обязательств любой стороной свидетельствует о ее несостоятельности и отсутствии серьезности намерений.

Президент обладает правом возвращать законы на доработку в парламент с возражениями. Коалиция против пыток обращалась уже к главе государства, отмечая, что это не только нанесет урон репутации Кыргызстана в глазах международного сообщества, но и создаст массу правовых проблем.

Какой серьезный инвестор захочет иметь с нами дело, если мы игнорируем принятые на себя в рамках соглашений обязательства?

Мы пытались донести это до президента и надеемся, что он прислушается. Получается нелогично — в преамбуле Конституции мы провозглашаем, что стремимся быть правовым государством и тут же рушим основное право на справедливое и доступное правосудие. Нонсенс.

— Если Кыргызстан проигнорирует требование факультативного протокола, какие могут быть последствия для страны?

 В Комитете ООН по правам человека есть спецдокладчик, он обобщает информацию по ситуации с защитой прав человека и соблюдением рекомендаций стороной-участником и докладывает генсеку ООН, как государство исполняет эти решения.

Кыргызстан не выполняет их предписания, причем не потому, что не может, просто не хочет этого делать. 

О какой бы конвенции, пакте не шла речь, мы должны уяснить себе раз и навсегда — здесь не должно быть отговорок и понятия «хочу» или «могу», существует только одно — обязан.

Отметим, если президент все же подпишет пакет поправок без возражений, граждане Кыргызстана могут обжаловать пункт об изъятии статьи 442 из УПК КР в Конституционной палате.

Интервью с Арсеном Амбаряном

Источник: ИА «24kg»

Рубрики: 24.kgНовости