?Мы в соц.сетях:
Facebook
Instagram
Telegram
Twitter

Из-за пандемии COVID-19 значительная часть населения мира вынуждена соблюдать режим изоляции, карантин или другие ограничения. В этой чрезвычайной ситуации такое явление, как лишение свободы, приобрело новые черты. Права лиц, помещенных под стражу до начала пандемии, теперь ограничиваются еще сильнее, а их здоровье подвергается более серьезным рискам. При этом многие другие люди сталкиваются с существенными ограничениями своих прав и свобод, иногда приводящими к лишению свободы. Находясь в закрытом учреждении, вдали от контроля со стороны общественности, заключенные подвергаются риску жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (далее – «жестокое обращение») и даже пыток.

В условиях чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения этот риск значительно возрастает. Помимо этого, все лица, работающие в местах лишения свободы – будь то сотрудники исправительных учреждений, медицинские или социальные работники либо другой вспомогательный персонал, – находятся под сильным давлением и сталкиваются с повышенными рисками для своего физического и психического здоровья, часто выполняя свои рабочие обязанности в неблагоприятных условиях.   

Лица, содержащиеся в закрытых учреждениях (тюрьмах, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания в полиции, центрах содержания мигрантов или несовершеннолетних
правонарушителей, психиатрических учреждениях, а также в домах престарелых и социальных приютах) в большинстве аспектов своей повседневной жизни находятся под опекой и контролем властей. В таких условиях неспособность защитить лиц, лишенных свободы, от тяжелого заболевания, обусловленная непринятием мер предосторожности или ненадлежащим исполнением обязанностей может квалифицироваться как жестокое обращение или даже пытки. 

В этой ситуации особенно важную роль в обеспечении гуманного обращения со всеми лицами, лишенными свободы, и предупреждении пыток и других видов жестокого обращения играют национальные превентивные механизмы (НПМ), которые в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток (ФПКПП) обладают мандатом по мониторингу всех мест
лишения свободы. Продолжающаяся пандемия создает новые трудности для выполнения ими своих функций по наблюдению, поскольку доступ в места принудительного содержания почти во всех государствах-участниках ОБСЕ был жестко ограничен. Кроме того, беспрецедентно высоким стал риск заражения самих наблюдателей, а также лиц, лишенных свободы, и сотрудников соответствующих учреждений. НПМ были вынуждены скорректировать методы своей работы и используемые подходы, и подавляющее большинство из них стало использовать дистанционный мониторинг.

Текущие обстоятельства и принимаемые в ряде государств меры (запреты на передвижение, комендантский час, дополнительные ограничения для лиц, лишенных свободы, и т. д.), сделали работу НПМ в области предотвращения пыток и других видов жестокого обращения и защиты лиц, лишенных свободы, не только более значимой и неотложной, но и более трудной. Цель настоящего руководства состоит в том, чтобы предложить практические рекомендации, касающиеся тех шагов, при помощи которых НПМ могут продолжить выполнение своих функций по мониторингу и справиться с указанными вызовами. Руководство подготовлено на основе исследований, а также консультаций с более чем 40 НПМ из региона ОБСЕ и других регионов.